Приветствую Вас Гость!
Среда, 20.09.2017, 21:03
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

А-Б

Дмитрий Покровский
Словарь церковных терминов

«Словарь церковных терминов»: Izograph Studio; Sharon, Massachusetts; 2002

Аннотация

Это интернетное издание книги по счету второе. В первом издании книга вызвала большой интерес не только у людей верующих, но и у многих, кто интересуется таинством Русской православной церкви. Словарь знакомит со строением церковных служб, облачением священослужителей. Первое издание почти сразу после выпуска стало библиографической редкостью.

Дмитрий Покровский
Словарь церковных терминов

От издателя.
Первое и единственное издание предлагаемого Словаря вышло в Москве в 1995 г. тиражом 20000. Оно давно уже раскуплено и стало библиографической редкостью. Между тем нужда в книжках такого рода, видимо, еще не скоро иссякнет. Автор Словаря, Дмитрий Львович Покровский (ниже именуемый просто Дима), наш возлюбленный сын, безвременно скончался от скоротечного рака в возрасте 33 лет. Это семейное интернетное издание – дань его светлой памяти.

Предисловие к первому изданию:
Уважаемый читатель. Перед Вами словарь церковных терминов. Это одно из первых изданий такого рода в нашей стране. Его цель – дать основные представления о богослужении, совершаемом в православном храме. Статьи словаря знакомят со строением церковных служб, системой богослужебного года и праздников, облачением священнослужителей, литургическими принадлежностями, структурой церковной иерархии.

В словаре рассматривается практика преимущественно Русской православной церкви. (Практика других православных поместных церквей имеет свои особенности.) При необходимости в статьях даются исторические пояснения, которые помогают понять место того или иного явления в богослужебной жизни.

При написании словаря автор опирался нетолько на сведения, почерпнутые из книг, но и насвой богослужебный опыт – опыт храмового чтеца.
Термины, которым посвящены отдельные статьи, выделены в тексте курсивом.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Авв. – книга пророка Аввакума
букв. – буквально
Втор. – Второзаконие
греч. – греческий
Дан. – книга пророка Даниила
Деян. – Деяния святых Апостолов
евр. – еврейский Еф. – послание ап. Павла к Ефесянам
Иак. – послание ап. Иакова
Ин. – Евангелие от Иоанна
Ион. – книга пророка Ионы
Ис. – книга пророка Исаии
Исх. – Исход
2 Кор. – второе послание ап. Павла к коринфянам
лат. – латинский
Лев. – Левит
Лк. – Евангелие от Луки
Мк. – Евангелие от Марка
Мф. – Евангелие от Матфея
Пресв. – Пресвятая
пс. – псалом
св. – святой, святая
свв. – святые
сев. – северный
слав. – славянский
Цар. – книга Царств
Чис. – Числа
* – библейские книги Ветхого Завета
* – библейские книги Нового Завета


АГНЕЦ (слав. ягненок) – литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по‑видимому, в IХ‑Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.

АКАФИСТ (греч неседальное [пение]) – форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, к. – л. праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из к. – рых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом «Аллилуйя»).

Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова "радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице ("Взбран‑ной Воеводе…"), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VШ‑Х вв. акафист как жанр вытесняется каноном.

Множество акафистов было составлено в XVIII‑XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста.

Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

АКСИОС (греч. достойный) – возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.

АЛЛИЛУЙЯ (греч. – от евр. «хвалите Бога») – словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах). Вошло в христианское богослужение без перевода.

АЛЛИЛУАРИЙ – краткое изменяемое мо‑литвословие из трех стихов. Первый стих – троекратное «аллилуйя»; второй и третий – стихи псалмов. Аллилуарий произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия. Стихи возглашаются чтецом, после каждого стиха хор поет троекратное «аллилуйя». Аллилуарий был введен в пасхальное богослужение Римской церкви в IV в. папою Дамасом; впоследствии распространился на богослужение других дней и вошел в богослужебную практику Востока.

АЛТАРЬ (лат. altare – высокий жертвенник) (рис. 1) – восточная, главнная часть храма, в к. – рой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии, когда восточная часть храмa стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископскаяили священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом.

В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.

АМВОН (греч. – восходить) (рис. 19к) – часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат.

Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т п. Архиерейским амвоном называется четырехугольноевозвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

АМИНЬ (греч. от евр. истина) – слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие. Вошло в христианское богослужение без перевода.

АНАЛАВ (греч. – воспринимать) – принадлежность облачения монаха великой схимы (см. схимонах) – то же что параман монаха малой схимы.

АНАЛОЙ (греч.) (рис. 25в) – высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы.

АНТИДОР (греч. – вместо дара) – части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии.

АНТИМИНС (греч от греч own – вместо и лат. mensa – престол) (рис. 21д) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.

Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой илильняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. Антиминс находится на престоле; когда не совершается литургия, заворачивается в илитон.

Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII‑IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

АНТИПАСХА (греч. – напротив Пасхи) – первое восресение после Пасхи.

Иначе называется "Фомина неделя", т к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы (см. Ин. 20; 24‑29).

АНТИФОН (греч. – звучащий в ответ) – песнопение, котороепопеременно по‑стишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по‑видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных).

На вечерне антифономслужат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой к. – рым послужили степенные псалмы 119–133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни: стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны – 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.

АПОСТОЛ (греч. посланник) 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Канани‑та‑Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота (см. Мк. 3; 13‑19; Лк. 6; 12‑16). После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апостолы избрали Матфия, чтобы восполнить свое число до двенадцати (см. Деян. 2; 15‑26). Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не названных (см. Лк. 10; 1‑16). Список семидесятиапостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V‑VI вв. и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской империи. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапостольными.

2. Богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета – Деяния и Послания св. апостолов. В книге также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев.

Текст Деяний и Посланий св. апостолов разделен на зачала.

АРТОС (греч. – хлеб) – квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь.

АРХИДЬЯКОН (греч) – старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.

АРХИЕПИСКОП (греч. старший среди епископов) – первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.

Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул «архиепископ» является почетным, предшествует титулу "митрополит".

АРХИЕРЕЙ (греч. – старший священник, начальник священников) – священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея –1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. – не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680–681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства.

К архиерею принято обращаться: к епископу "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту – "Ваше Высокопреосвященство"; к патриарху "Ваше Святейшество" (к некоторым восточным патриархам – "Ваше Блаженство"). Неофициальное обращение к архиерею – "владыко".

АРХИМАНДРИТ (греч – начало; – ограда) – монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. – так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии.

Впоследствии наименование «архимандрит» перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно‑административные должности. Поставление в архимандриты см. посвящение.

БЕССРЕБРЕНИК – святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег. Напр. – св. бессребреники Козьма и Дамиан.

БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ – девять библейских текстов, которые служат темами для песен канона. Первонач. библейские песни читались во время богослужения, в V1 – VП вв, к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх. 15; 1‑19). Вторая песнь Моисея (перед смертью): наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают, отступая от Бога (Втор. 32; 1‑43). Третья песнь Анны о рождении сына Самуила (последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1‑11). Четвертая – песнь пророка Аввакума – прославление Господа (Авв. 3; 1‑19). Пятая – песнь пророка Исайи «От нощи утреннюет дух мой» (Ис. 26; 9‑19). Шестая – песнь пророка Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3‑10). Седьмая и восьмая – песни трех еврейских отроков, к. – рые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились (седьмая – Дан. 3; 26‑56, восьмая – Дан. 3; 67‑88). Эти песни сохранились только в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка Даниила. Девятая – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46‑55) и песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк 1; 68‑79). По причине сложности и суровости второй библейской песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.


БЛАГОВЕРНЫЙ – царь или князь, много способствовавший укреплению православия и причисленный церковью к лику святых; напр. – благоверный князь Александр Невский.

БЛАГОВЕСТ – колокольный звон, к. – рым верующие оповещаются о начале богослужения – мерные удары в один большой колокол.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст ст. (7 апреля нов. ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего Ей о будущем рождении Иисуса Христа – Спасителя: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1; 28, 30‑31, 35).

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ пять молитв, читаемых верующими после причащения. Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ – 1. Возглас священника или архиерея, к. – рым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный («Благословенно царство…»; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения («Слава Святей…») и обычный(«Благословен Бог наш…»; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением

Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом "Мир всем".

БЛАГОСЛОВЕННЫ – тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пятидесятницы, Входа Господня вИерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются по первому слову припева к тропарям – «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».

БЛАЖЕННЫ – молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 3‑12; «Блаженны нищие духом…»). Поется третьим антифономлитургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из праздников.

БЛАЖЕННЫЙ – 1. Эпитет, связанный в православной церкви с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви – св. Августина, епископа Иппонийского (Сев., Африка, 354–430 гг.) и св. Иеронима Стридонского (Италия, 347–420 гг.). 2. См. юродивый.

БЛАГОЧИННЫЙ – священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковно‑приходской жизнью храмов одной из частей епархии – благочиния.

БОГОРОДИЧЕН – тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ – см. книги богослужебные.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвосло‑вий. 1. Суточной богослужебный крут – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего ишестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам – ангелам Господним; вторника – пророкам и Иоанну Крестителю; четверга – апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликий‑ского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы – воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы – поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмич‑ного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьмигласов и т о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем сед‑мичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг – связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.


БОГОЯВЛЕНИЕ – см. Крещение Господне.